Методические рекомендации для педагогических работников по вопросам работы на платформе ФГИС «Моя школа» как компоненте цифровой образовательной среды

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации для
педагогических работников по вопросам работы
на платформе ФГИС «Моя школа» как
компоненте цифровой образовательной среды, с
применением оборудования, поставляемого в
образовательные организации в рамках
эксперимента по модернизации начального
общего, основного общего и среднего общего
образования

2022

1

Авторы: Виноградова К. Ю., Козлов А. М., Кучина Е. А., Петрова О. В.,
Пушкина Е. С.

Методические рекомендации для педагогических работников по вопросам
работы на платформе ФГИС «Моя школа» как компоненте цифровой
образовательной среды, с применением оборудования, поставляемого в
образовательные организации в рамках эксперимента по модернизации
начального общего, основного общего и среднего общего образования. –
ФГАНУ «ФИЦТО», 2022. – 33 с.

В методических рекомендациях описаны функциональные возможности ФГИС
«Моя школа» для пользователей профиля «Педагогический работник».
Предназначено для оказания помощи в информировании педагогических
работников образовательных организаций о функциональных возможностях
ФГИС «Моя школа».

2

Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ

5

ВВЕДЕНИЕ

12

Основные задачи создания федеральной государственной информационной
системы «Моя школа»

15

Обзор функциональных возможностей ФГИС «Моя школа»

16

1. Меню навигации

18

2. Функциональные возможности сервисов ФГИС «Моя школа»

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

33

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящие

методические

организационно-методического

рекомендации

разработаны

сопровождения

с

работы

целью

педагогов

с федеральной государственной информационной системой Министерства
просвещения Российской Федерации «Моя школа» (далее – ФГИС «Моя
школа»), являющейся компонентом цифровой образовательной среды (далее –
ЦОС).
В рамках разработки методических рекомендаций решена задача
создания обзора функциональных возможностей системы на платформе ФГИС
«Моя школа» для пользователей профиля «Педагогический работник».
Назначение методических рекомендаций заключается в ознакомлении
с

функциональными

возможностями

системы

ФГИС

для пользователей профиля «Педагогический работник».

4

«Моя

школа»

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ
Сокращение

Значение сокращения (обозначения)

(обозначение)
API

(англ.

Application

Programming

Interface)

-

интерфейс прикладного программирования
HTML, HTML5

(англ. HyperText Markup Language) - язык для
структурирования и представления контента

HTTP

(англ. HyperText Transfer Protocol) - протокол
прикладного уровня передачи данных

HTTPS

(англ. HyperText Transfer Protocol Secure) расширение протокола HTTP для поддержки
шифрования

в

целях

повышения

уровня

безопасности
JPEG

(англ. Joint Photographic Experts Group) - один из
популярных растровых графических форматов,
применяемый

для

хранения

фотографий

и

подобных им изображений
OAuth, OpenID Connect

- открытые протоколы (схемы) авторизации и
аутентификации,
предоставить

третьей

которые

позволяют

стороне ограниченный

доступ к защищенным ресурсам пользователя без
необходимости передавать ей (третьей стороне)
логин и пароль
ITIL

(англ. IT Infrastructure Library - библиотека
инфраструктуры информационных технологий) библиотека ITIL содержит полный и подробный
набор лучших практик, которые используются для

5

разработки и осуществления управления ИТуслугами
PDF

(англ.

Portable

Document

межплатформенный
документов,

Format)

формат

разработанный

-

электронных
фирмой

Adobe

Systems
PNG

(англ. portable network graphics) - растровый
формат

хранения

графической

информации,

использующий сжатие без потерь по алгоритму
Deflate
(англ Service Level Agreement) - соглашение об
уровне
SLA

сервиса.

(существующий
исполнителем),

Внешний
между

документ

заказчиком

описывающий

и

параметры

предоставляемой услуги
REST

(англ.

Representational

архитектурный

State

Transfer)

стиль

-

взаимодействия

компонентов распределенного приложения в сети.
REST представляет собой согласованный набор
условий,

учитываемых

при

проектировании

распределенной гипермедиа-системы
REST API

-

API,

разработанный

в

соответствии

с

архитектурным стилем REST
XML

(англ. eXtensible Markup Language) - расширяемый
язык

разметки,

описывающий

документ

и

частично описывающий поведение программ,
читающих XML-документы
CAPTCHA

(англ. CAPTCHA - Completely Automated Public
Turing test to tell Computers and Humans Apart) -

6

автоматически
является

ли

генерируемый

тест-проверка,

пользователь

компьютером.

человеком

или

собой

в

Представляет

подавляющем большинстве случаев искаженную
надпись из букв и/или цифр. Они могут быть
написаны в различных цветовых сочетаниях с
применением шума, искривления, наложения
дополнительных линий или произвольных фигур
Атомик

- материалы, объединенные по одной узкой теме и
составляющие

урок

или

раздел

курса.

Характеризуется знаниями и навыками, которым
обучается пользователь. Может состоять из
одного или нескольких шагов
Группа атомиков

-

набор

атомиков,

сгруппированный

по

материалам, теме или другому признаку, может
иметь несколько уровней вложенности
Веб-интерфейс

- веб-страница или совокупность веб-страниц,
предоставляющая пользовательский интерфейс
для взаимодействия с сервером или устройством
посредством протокола HTTP и веб-браузера

Идентификатор

- последовательность символов, позволяющая
однозначно идентифицировать что-либо, с чем
она связана в заданном контексте

ЕТД

(единая

точка

доступа)

-

обеспечивает

централизованное управление пользователями, а
также правами их доступа, аутентификацию и
авторизацию в подсистемах ФГИС «Моя школа»
ЕК

(единица контента) - совокупность материалов,
объединенных

в

одну

сущность

(учебник,

интерактивный контент и т. п.), составленная
7

автором

или

(поставщика

пользователем
контента)

и

издательства
опубликованная

издателем (поставщиком контента). Размещается
в Каталоге материалов
Тип ЕК

-

характеристика

единицы

контента,

определяющая ее предназначение – учебник,
тесты, контурные карты, лекции и пр.
ЕСИА

- Федеральная государственная информационная
система «Единая система идентификации и
аутентификации

в

инфраструктуре,

обеспечивающей

информационно-

технологическое

взаимодействие

информационных
предоставления

систем,

используемых

для

государственных

и

муниципальных услуг в электронной форме»
Каталог материалов

- страница с перечнем опубликованных ЕК,
доступных для приобретения или добавления в
портфель

пользователей,

и

содержащая

информацию о стоимости ЕК
Компонент

- неделимая составляющая материалов: текст,
видео, картинка и прочее

Метаданные

- атрибуты единицы контента, заполняемые при
создании ЕК или передаваемые при загрузке ЕК

ЛК, Личный кабинет

- персональная страница на сайте, доступ к
которой есть только у одного человека. Он может
войти туда с любого устройства с помощью
логина и пароля

ОО

- образовательная организация

8

Образовательные сервисы -

цифровые

решения,

предоставляющие

возможность приобретения знаний, умений и
навыков,

в

том

числе

дистанционно,

обеспечивающие

и

автоматизацию

образовательных процессов сферы начального
общего, основного общего, среднего общего
образования,

разрабатываемые

предоставляемые

поставщиками

и

(или)

контента

и

образовательных сервисов в рамках реализации
ЦОС
ОС

- операционная система

Пин-код

(персональный идентификационный номер) –
аналог пароля

ПК

- персональный компьютер

ПО

- программное обеспечение

Профиль пользователя

- набор признаков, используемых системой,
которые являются уникальными для конкретного
пользователя/группы пользователей

Роль

-

комплекс

способностей

и/или

действий,

связанный с задачей
Структурная роль

- роль, определяемая правами и обязанностями
пользователя

СМЭВ

-

система

межведомственного

электронного

взаимодействия
СНИЛС

- страховой номер индивидуального лицевого
счёта

СПО

- свободное программное обеспечение

СЗИ

- средства защиты информации

СОИ

- средство(а) отображения информации

9

СУ

- сервер управления

УО

- устройство отображения

ТП

- техническая поддержка

Учетная запись

-

совокупность

необходимая

данных

для

его

о

пользователе,

аутентификации

и

предоставления доступа к его личным данным и
настройкам
ФГИС ЕСНСИ

- федеральная государственная информационная
система

«Единая

система

нормативной

справочной информации»
ФГИС «Моя школа»

- федеральная государственная информационная
система «Моя школа»

ФОС

- форма обратной связи

Функциональная роль

- роль, определяемая функцией, необходимой для
реализации прав и обязанностей пользователя

ЦОК

(цифровой образовательный контент) - материалы
и

средства

обучения

и

воспитания,

представленные в цифровом виде, а также
средства, способствующие определению уровня
знаний, умений, навыков, оценки компетенций и
достижений учащихся, разрабатываемые и (или)
предоставляемые

поставщиками

контента

образовательных

сервисов

организации

для

и

деятельности ЦОС
ЦОС

(цифровая образовательная среда) - совокупность
условий

для

реализации

образовательных

программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования с применением
электронного

10

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий

с

учетом

функционирования электронной информационнообразовательной среды, включающей в себя
электронные информационные и образовательные
ресурсы и сервисы, цифровой образовательный
контент,

информационные

телекоммуникационные

и
технологии,

технологические средства и обеспечивающей
освоение учащимися образовательных программ в
полном

объеме

проживания

11

независимо

от

места

их

ВВЕДЕНИЕ
«Важно, чтобы педагог любой образовательной организации,
передавая знания ученикам, сам постоянно совершенствовался.
Осваивал современные технологии,
без которых сейчас не обходится ни одна сфера».
Председатель Правительства Российской Федерации
М.В. Мишустин
Тенденции развития современного общества оказывают значимое влияние
на все сферы деятельности человека. Очевидно, что для устойчивого развития
страны необходима интеграция социальной и экономической политики,
совершенствование социальной сферы.
Национальные

цели1

развития

России,

озвученные

Президентом

Российской Федерации В.В. Путиным в 2020 году, определили задачи
прорывного развития перед современной отраслью образования, связанные с
созданием одной из лучших систем образования, позволяющей каждому ребенку
раскрыть свои таланты, вырасти гармонично развитой личностью, патриотом и
гражданином своей Родины. Реализация национальной идеи цифровой
трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы, достижения
«цифровой зрелости» отрасли образования позволит повысить эффективность
передачи и усвоения знаний с помощью новых форматов и цифровых средств
обучения,

выйти

административной

на

новый

деятельности

уровень
и

организации

взаимодействия

учебной
всех

работы,

участников

образовательного процесса.
Цифровая трансформация отрасли образования затрагивает широкий круг
вопросов: цифровизацию управляющих процессов, создание новых процедур и

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»
1

12

регламентов работы, внедрение в образовательные организации и отрасли
совершенно новых подходов управления, основанных на использовании данных,
инструментов и сервисов электронного правительства, внедрение цифровых
инструментов специализированного, учебного и общего назначения2.
В связи с этим отрасль образования должна гибко реагировать на новые
запросы формирующейся цифровой экономики и вызовы современного
общества.

Цифровая

трансформация

образования

позволит

готовить

обучающихся к жизни и работе в цифровой среде.
Национальный

проект

«Образование»

направлен на достижение национальной
цели
определенной

Президентом

Российской

Российской

Федерации,

Федерации,
по

обеспечению

возможности для самореализации и развития талантов.
За счет мероприятий национального проекта «Образование» в каждом
регионе России обеспечивается развитие системы образования по ключевым
направлениям, одним из которых является реализация федерального проекта
«Цифровая образовательная среда».
Современная цифровая образовательная среда должна быть нацелена на
создание возможностей для получения качественного образования гражданами
разного возраста с использованием современных информационных технологий.
Структуру современной цифровой образовательной среды, утвержденную
приказом Минпросвещения России от 15.10.2021 № 14 «Об определении
детализированного

состава

цифровой

образовательной

среды»,

можно

представить в виде целевой схемы платформы ЦОС (рис. 1).

Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических
рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых
технологий»
2

13

Рисунок 1. Целевая схема ЦОС
Цифровая образовательная среда представляет собой совокупность
федеральных и региональных цифровых систем и сервисов для решения задач,
поставленных перед системой образования. Цифровая образовательная среда –
это пространство, в котором учителю предоставляется спектр цифровых
инструментов для организации традиционных рабочих процессов.
Формирование цифровой образовательной среды в рамках реализации
федерального проекта «Цифровая образовательная среда» подразумевает не
только оснащение школы современным оборудованием, но и внедрение
федеральной

государственной

информационный

системы

Министерства

просвещения Российской Федерации «Моя школа».
ФГИС «Моя школа» – российская образовательная платформа, созданная
для эффективной информационной поддержки органов и организаций системы
образования и граждан в рамках процессов организации получения образования
и управления образовательным процессом, а также для создания условий
цифровой трансформации системы образования и эффективного использования
новых возможностей цифровых технологий3.
Приказ Минпросвещения России от 30.06.2021 № 396 «О
информационной системы Минпросвещения России «Моя школа»»
3

14

создании

государственной

Основные задачи создания
федеральной государственной информационный системы «Моя школа» :

а

предоставить

равный

доступ

к

качественному

цифровому

образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам
на всей территории Российской Федерации для всех категорий
обучающихся, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей,
проживающих в труднодоступных и удаленных местностях;

б

обеспечить

возможность

реализации

образовательных

программ

начального общего, основного общего и среднего общего образования
с

использованием

и

электронного

дистанционных

обучения

и

с

образовательных

применением

технологий

единого

портала,

информационной системы Министерства просвещения Российской
Федерации

и

информационно-коммуникационной

образовательный

платформы;

в

сформировать показатели федерального статистического наблюдения
на основе действий педагогических работников и граждан в части
образовательного процесса;

г

сформировать набор сервисов для граждан с возможностью получить
образовательные и иные связанные с образованием сервисы посредством
единой точки доступа к цифровым образовательным ресурсам;

д

создать условия для взаимодействия создаваемых и существующих
информационных
Федерации,

систем

региональных

Министерства
систем

и

просвещения

Российской

использования

единых

классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия;

е

повысить уровень подготовки педагогического состава за счет практики
наставничества и подключения студентов педагогических вузов к
обучению

у

опытных

преподавателей

путем

использования

дистанционных образовательных технологий;

ж

создать условия для более полного и эффективного вовлечения родителей
(законных представителей) в процесс образования своих детей.
15

Обзор функциональных возможностей ФГИС «Моя школа»
На протяжении последних лет в рамках реализации федерального проекта
«Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»
проводились мероприятия по формированию материально-технической базы
образовательных организаций. Под руководством Минпросвещения России
созданы элементы цифровой образовательной среды, предоставляющие
педагогическим

работникам

и

обучающимся

доступ

к

цифровому

образовательному контенту и образовательным сервисам на всей территории
Российской Федерации, таким, как государственная информационная система
«Российская

электронная

школа»,

автоматизированная

информационная

система «Маркетплейс образовательного контента и услуг», федеральный
портал «Российское образование», Единая государственная информационная
система

«Информационно-аналитическая

платформа»

Министерства

просвещения Российской Федерации (далее - ЕП МПС) и ряд других.
Одновременно на уровне субъектов Российской Федерации созданы
различные информационные системы в сфере образования для предоставления
цифровых образовательных сервисов. До настоящего момента на уровне
субъектов, муниципалитетов и конкретных образовательных организаций
активно использовались коммерческие образовательные сервисы. При этом
отсутствовали единые подходы к применению дистанционного образования и
используемым сервисам. Данная ситуация создавала значительные сложности
для граждан, организаторов образования, органов власти и участников рынка.
Отсутствие достоверной информации об обучающихся, разные возрасты
обучающихся, проживающих на различных территориях и нуждающихся в
образовательных услугах, негативно влияло на решении задачи реализации прав
граждан на обучение с применением дистанционных технологий на всей
территории

Российской

Федерации,

предоставления

стандартизированных централизованных цифровых сервисов.

16

гражданам

Таким образом, возникла необходимость обеспечения единых подходов к
взаимодействию

цифровых

образовательных

сервисов,

формированию

инструментария для применения в образовательных организациях электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий, унификации учета
фактов для автоматического формирования форм статистического наблюдения
за образовательной деятельностью. В 2021 году было принято решение4 о
создании федеральной государственной информационной системы «Моя
школа».
В декабре 2021 года внесены изменения в Федеральный закон от
29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ»5, которые предполагают реализацию
основных общеобразовательных программ и образовательных программ
среднего профессионального образования с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривающих
обработку

персональных

данных

обучающихся,

с

использованием

государственных информационных систем, создаваемых, модернизируемых и
эксплуатируемых для реализации указанных образовательных программ [1].
С 1 января 2023 года во всех школах Российской Федерации при
реализации

основных

общеобразовательных

программ

должны

использоваться государственные информационные системы.
ФГИС «Моя школа» позволит педагогическим работникам Российской
Федерации реализовывать общеобразовательные программы с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,
предусматривающих обработку персональных данных обучающихся, соблюдая
требования законодательства Российской Федерации.
Для работы в ФГИС «Моя школа» педагогический работник должен
предварительно создать учетную запись на едином портале государственных и
муниципальных услуг (портал Госуслуги) и авторизоваться в ФГИС «Моя
школа». Подробное описание порядка авторизации пользователей с ролью
4

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.06.2021 № 396 «О создании федеральной государственной
информационной системы Минпросвещения России «Моя школа»
5
Федеральный закон от 30.12.2021 № 472-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

17

«Педагогический

работник»

приведено

в

документе

«Методические

рекомендации для технических специалистов по вопросам регистрации
(авторизации)

и

поддержки

пользователей

компонентов

цифровой

образовательной среды на оборудовании, поставляемом в образовательные
организации для внедрения цифровой образовательной среды. Авторизация
пользователей на платформе ФГИС «Моя школа».
После авторизации пользователя с профилем «Педагогический работник»
на главной странице доступны следующие разделы и функциональные элементы
ФГИС «Моя школа».
1. Меню навигации
Меню навигации, расположенное в верхней части экрана (рис. 2),
позволяет осуществлять доступ к следующим разделам и функциональным
элементам:
✓ новости;
✓ вопросы и ответы;
✓ полезные ссылки;
✓ опросы;
✓ уведомления;
✓ меню сервисов;
✓ поиск;
✓ личный кабинет.

18

Рисунок 2. Меню навигации
Ниже будут рассмотрены возможности и назначение разделов и
функциональных элементов, доступных педагогическим работникам.
1.1. Раздел «Новости» предназначен для:
✓ организации разноуровневого информирования всех участников
образовательных отношений о событиях, происходящих в системе
образования (на федеральном, региональном, муниципальном и
школьном уровнях);
✓ повышения осведомленности населения в сфере образования;
✓ формирования позитивного образа системы образования региона,
муниципалитета, образовательных организаций.
С помощью данного раздела педагогические работники образовательной
организации смогут ознакомиться с федеральными новостями, а также с
новостями региона, муниципалитета, школы.
Отображение новостей в разделе «Новости» возможно в виде плитки или
списка. Для переключения вида необходимо воспользоваться иконками. Иконки
располагаются справа от строки поиска. Отфильтровать новости возможно по
дате публикации, уровню образования, региону и образовательной организации
(рис. 3).

Рисунок 3. Раздел «Новости»
1.2. Раздел «Вопросы и ответы» позволяет размещать ответы на
основные вопросы участников образовательного процесса, связанные с работой
образовательных организаций и сферой образования в целом. В данном разделе
19

педагог может найти, например, ответы на основные вопросы по работе ФГИС
«Моя школа» (рис. 4).

Рисунок 4. Раздел «Вопросы и ответы»
1.3. Раздел «Полезные ссылки» дает возможность осуществлять быстрый
доступ разных групп пользователей к полезным ресурсам, которые связаны с
образовательным процессом.
В данном разделе педагогический работник может найти ссылки на
интернет-ресурсы, которые будут полезны в образовательной деятельности
(рис. 5).

20

Рисунок 5. Раздел «Полезные ссылки»
1.4. Раздел «Опросы» позволяет педагогическим работникам участвовать
в опросах, проводимых администраторами разных уровней (региональными,
муниципальными, школьными) по различным темам (рис. 6).

Рисунок 6. Раздел «Опросы»

21

В разделе могут находиться открытые и завершенные опросы.
По завершенным опросам можно посмотреть результаты (рис. 7).

Рисунок 7. Результаты завершенного опроса в разделе «Опросы»

1.5. Раздел «Уведомления»
В разделе «Уведомления» можно управлять своими подписками на
уведомления. Для просмотра уведомлений необходимо нажать на иконку

,

расположенную в верхнем правом углу. На данной иконке отображается
количество непрочтенных уведомлений. При нажатии откроется список
уведомлений (рис. 8).

22

Рисунок 8. Раздел «Уведомления»
1.6. Меню сервисов
Для перехода педагогического работника с главной страницы в другие
подсистемы ФГИС «Моя школа» необходимо нажать на пиктограмму

.

В выпадающем списке представлены сервисы, в которые может перейти
педагог (рис. 9):
✓ «Мои файлы»;
✓ «Библиотека»;
✓ «Тесты»;
✓ Эл.журнал/дневник;
✓ «Сферум»;
✓ РЭШ;
✓ «Билет в будущее».

23

Рисунок 9. Выпадающее меню сервисов

1.7. Поиск
С помощью иконки «Поиск»

педагогический работник может

осуществить поиск информации в ФГИС «Моя школа».

1.8. Доступ в Личный кабинет
При нажатии на иконку

появляется выпадающий список (рис. 10).

Рисунок 10. Доступ к личному кабинету пользователя

24

Выпадающий список содержит:
✓ имя педагога (например, «Педагог 26», присваивается при
регистрации. Во время работы в ФГИС «Моя школа» в
соответствии с целевой схемой будет отображаться ФИО
педагогического работника);
✓ личный кабинет (рис. 11).

Рисунок 11. Личный кабинет пользователя
В рамках профиля «Педагогический работник» предусмотрены следующие
роли: «Педагог», «Классный руководитель». Информация о получении ролей
содержится в Методических рекомендациях по авторизации пользователей на
платформе ФГИС «Моя школа».
✓ Уведомления:
Выбрав строку «Уведомления», педагогический работник сможет получить
информацию о личных подписках и уведомлениях.
✓ Смена пользователя:
Если педагогический работник имеет другие профили («Администратор»,
«Законный представитель»), для выбора другого профиля необходимо перейти
на строку «Смена пользователя» (рис. 12).

25

Рисунок 12. Смена пользователя
✓ Выйти.
Для завершения работы педагогический работник выбирает сроку
«Выйти».
2.Функциональные возможности сервисов ФГИС «Моя школа»
Рассмотрим функциональные возможности сервисов, представленных в
Меню навигации (рис. 9).
2.1. Сервис «Мои файлы» (подсистема «Работа с документами»)
С помощью сервиса «Мои файлы» педагогический работник может
создавать, хранить, редактировать документы в привычных для пользователя
форматах – текстовые документы, таблицы, презентации. Данный сервис
является безопасным облачным хранилищем данных и дает возможность для
совместной работы над документами пользователям ФГИС «Моя школа».
Подсистема позволяет предоставлять в доступ файлы другим пользователям
системы.
Сервис «Мои файлы» дает возможность скачивать файлы с внешних
носителей и файлы, предоставленные в доступ другими пользователями системы
(рис. 13).
26

Рисунок 13. Сервис «Мои файлы»
Подробный алгоритм работы описан в документе «Методические
рекомендации для педагогических работников по вопросам работы с
подсистемой «Работа с документами» («Мои файлы») на платформе ФГИС «Моя
школа» как компонента цифровой образовательной среды на оборудовании,
поставляемом в образовательные организации в рамках эксперимента по
модернизации начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
2.2. Сервис «Библиотека» (Подсистема «Библиотека ЦОК»)
Сервис

«Библиотека»

является

маркетплейсом

цифрового

образовательного контента. Все материалы, представленные в разделе
«Библиотека», разработаны экспертами, чтобы упростить подготовку к урокам и
сделать их интересными и современными. Весь контент «Библиотеки» является
верифицированным.
В каталоге «Библиотеки» материалы по 32 учебным предметам и классным
часам для учащихся с 1 по 11 класс. В основе структуры «Библиотеки» лежит
учебно-тематический классификатор (рис. 14).

27

Рисунок 14. Сервис «Библиотека»
Подробный алгоритм работы в сервисе «Библиотека» (подсистема
«Библиотека ЦОК») описан в документе «Методические рекомендации для
педагогических работников по вопросам работы с подсистемой «Библиотека
ЦОК» («Библиотека») на платформе ФГИС «Моя школа» как компонента
цифровой образовательной среды, с применением оборудования, поставляемого
в образовательные организации в рамках эксперимента по модернизации
начального общего, основного общего и среднего общего образования».
2.3. Сервис «Тесты» (Подсистема «Тестирование обучающихся»)
Сервис

«Тесты»

предназначен

для

контроля

степени

усвоения

обучающимися учебного материала.
Данная подсистема может быть использована в работе педагога при
оценивании знаний учеников. Учитель с помощью данного сервиса может
проводить контрольные и пробные тестирования учащихся в заданный период,
быстро проверять тесты (в т. ч. с помощью автоматической проверки заданий с

28

выбором ответов), осуществлять экспертную проверку заданий с развернутым
ответом, контролировать ход тестирования и его итоги (рис. 15).

Рисунок 15. Сервис «Тесты»
Подробный алгоритм работы описан в документе «Методические
рекомендации для педагогических работников по вопросам работы с
подсистемой «Тестирование обучающихся» («Тесты») на платформе ФГИС
«Моя школа» как компонента цифровой образовательной среды, с применением
оборудования, поставляемого в образовательные организации в рамках
эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
2.4. Сервис «Эл.журнал/дневник»
Благодаря

интеграции

ФГИС

«Моя

школа»

с

региональными

электронными журналами/дневниками педагог на странице данного сервиса
может видеть расписание, домашнее задание и оценки учеников своих классов.
29

Для регионов, в которых нет регионального журнала, в 2023 году будет
предоставлено решение в ФГИС «Моя школа».
2.5. РЭШ, «Сферум» и «Билет в будущее»
Для перехода в сервисы РЭШ, «Сферум» и «Билет в будущее»
необходимо выбрать соответствующую строку в выпадающем меню сервисов
(рис. 9).

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях информационного общества школа утрачивает свою
монополию как единственный источник знаний о мире. За пределами
образовательных организаций дети сталкиваются с большим количеством
источников информации, с которыми обучающихся необходимо научить
работать и критически оценивать.
Применяемые современные цифровые технологии в ФГИС «Моя школа»
помогут учителям нашей страны на деле использовать «новые педагогические
практики (новые модели организации и проведения учебной работы), которые
ранее не могли занять достойного места в массовом образовании из-за сложности
их

осуществления

коммуникации

и

средствами
работы

с

традиционных

информацией»

(бумажных)

[2].

технологий

Очевидно,

целостный

педагогический процесс в современной школе нельзя представить без
цифровизации

на

всех

уровнях

образования.

С

развитием

цифровой

образовательной среды появились новые формы организации учебного процесса
(электронное обучение, массовое онлайн-обучение).
В экономике, где технологии и знания обновляются очень быстро,
учитель должен адаптироваться к любым вызовам времени. Обучение на
протяжении всей жизни становится трендом современного профессионала.
Цифровая

образовательная

среда

создает

условия

для

постоянного

профессионального развития и совершенствования, является новым вызовом
педагогической деятельности, в том числе в воспитании новых поколений.
На данном этапе цифровая среда становится новым объектом
профессиональной педагогической деятельности, самостоятельной обучающей
сущностью

с

высоким

уровнем

алгоритмизации

и

автоматизации

образовательных взаимодействий в достижении поставленных целей [3].
ФГИС «Моя школа» позволяет выстроить эффективную систему
управления образовательным процессом, отвечающую принципу равной
доступности обучающихся к верифицированным образовательным ресурсам.
31

Широкий спектр возможностей ФГИС «Моя школа» дает возможность учителю
изменять

саму

образовательную

деятельность,

ее

содержательную,

организационную и методическую основы. Облегчает коммуникации со всеми
участниками

образовательного

процесса

образовательного процесса.

32

и

повышает

прозрачность

Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 30.12.2021 № 472-ФЗ О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
2. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Под
редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина/ Издательский дом Высшей школы
экономики Москва, 2019.
3. Носкова, Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография / Носкова
Татьяна Николаевна; Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена,
2020. - 382 с.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».