ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Методические рекомендации для педагогических работников по вопросам работы с подсистемой «Библиотека ЦОК» («Библиотека») на платформе ФГИС «Моя школа», как компоненте цифровой образовательной среды, с применением оборудования, поставляемого в образовательные организации в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования 2022 1 Авторы: Виноградова К. Ю., Кучина Е. А., Петрова О. В. Методические рекомендации для педагогических работников по вопросам работы с подсистемой «Библиотека ЦОК» («Библиотека») на платформе ФГИС «Моя школа», как компоненте цифровой образовательной среды, с применением оборудования, поставляемого в образовательные организации в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования. – ФГАНУ «ФИЦТО», 2022. – 32 с. В методических рекомендациях описаны функциональные возможности подсистемы «Библиотека ЦОК» («Библиотека») ФГИС «Моя школа» для пользователей профиля «Педагогический работник». Методические рекомендации предназначены для оказания помощи при информировании педагогических работников образовательных организаций о функциональных возможностях подсистемы «Библиотека ЦОК» («Библиотека») ФГИС «Моя школа». 2 Содержание Пояснительная записка .............................................................................................................. 4 Используемые понятия, термины и сокращения .................................................................. 6 Введение ........................................................................................................................................ 9 1. Работа с подсистемой «Библиотека ЦОК» ........................................................................ 13 1.1. Вход в подсистему «Библиотека ЦОК» ......................................................................... 14 1.2. Функциональные возможности подсистемы «Библиотека ЦОК» .............................. 15 1.3. Главное меню подсистемы «Библиотека ЦОК» ............................................................ 16 2. Описание функционала подсистемы «Библиотека ЦОК» ............................................. 17 2.1. Поиск контента ................................................................................................................ 17 2.2 Сквозной поиск контента ................................................................................................. 19 2.3 Добавление в портфель контента .................................................................................... 22 2.4. Просмотр портфеля ......................................................................................................... 23 2.5. Просмотр контента .......................................................................................................... 25 2.6. Оценка содержания единицы контента.......................................................................... 26 2.7. Просмотр раздела «Обучение» ....................................................................................... 27 3. Действия в аварийных ситуациях...................................................................................... 29 3.1. Отсутствует подключение к сети Интернет .................................................................. 29 3.2. Ошибка аутентификации................................................................................................. 29 3.3. Недоступна страница интерфейса .................................................................................. 30 3.4. Несанкционированный доступ ....................................................................................... 30 Заключение ................................................................................................................................. 31 Список использованной литературы ..................................................................................... 32 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 N 1241 «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно- технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» реализуется программа мероприятий по внедрению федеральной государственной информационной системы «Моя школа» (ФГИС «Моя школа») в образовательных организациях субъектов Российской Федерации. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью организационно-методического сопровождения работы педагогических и иных работников сферы образования в подсистеме «Библиотека ЦОК» («Библиотека») на платформе ФГИС «Моя школа» как компоненте цифровой образовательной среды с применением оборудования, поставляемого в образовательные организации в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования. В рамках подготовки методических рекомендаций решена задача описания особенностей использования подсистемы «Библиотека ЦОК» («Библиотека») на платформе ФГИС «Моя школа» для педагогических и иных работников сферы образования. Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим и иным работникам сферы образования при работе в подсистеме «Библиотека ЦОК» («Библиотека») на платформе ФГИС «Моя школа», знакомстве со структурой и функциональными возможностями «Библиотеки ЦОК». Методические рекомендации дают системное представление о современных методах хранения, обработки и использования цифрового 4 образовательного контента, используемых в «Библиотеке ЦОК» ФГИС «Моя школа». Пользователи научатся работать с цифровым образовательным контентом «Библиотеки ЦОК» и в образовательном процессе. 5 использовать его возможности ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ Сокращение (обозначение) HTTP HTTPS Веб-интерфейс ЕК, Единица контента ЕСИА ЕТД, Единая точка доступа Идентификатор Каталог материалов Компонент ЛК, Личный кабинет Значение сокращения (обозначения) (англ. HyperText Transfer Protocol) – протокол прикладного уровня передачи данных (англ. HyperText Transfer Protocol Secure) – расширение протокола HTTP для поддержки шифрования в целях повышения уровня безопасности веб-страница (совокупность веб-страниц), предоставляющая пользовательский интерфейс для взаимодействия с сервером или устройством посредством протокола HTTP и веб-браузера совокупность материалов, объединенных в одну сущность (учебник, интерактивный контент и тому подобное), составленная автором или пользователем издательства (поставщика контента) и опубликованная издателем (поставщиком контента). Размещается в каталоге «Библиотеки ЦОК» Федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» обеспечивает централизованное управление пользователями, а также правами их доступа, аутентификацию и авторизацию в подсистемах ФГИС «Моя школа» последовательность символов, позволяющая однозначно идентифицировать что-либо, с чем она связана в заданном контексте страница с перечнем опубликованных ЕК, доступных для добавления в портфель пользователей, и содержащая информацию о ЕК неделимая составляющая материалов: текст, видео, картинка и прочее персональная страница на сайте, доступ к которой есть только у одного человека. Он может войти туда с любого устройства с помощью логина и пароля 6 Сокращение (обозначение) Метаданные Значение сокращения (обозначения) атрибуты единицы контента, заполняемые при создании ЕК или передаваемые при загрузке ЕК ОО образовательная организация Образовательные цифровые решения, предоставляющие возможность сервисы приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и обеспечивающие автоматизацию образовательных процессов сферы начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатываемые и (или) предоставляемые поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках реализации ЦОС ОС операционная система ПК персональный компьютер ПО программное обеспечение Портфель сервис для хранения избранного контента в подсистеме «Библиотека ЦОК» ФГИС «Моя школа» Профиль набор признаков, используемых системой, которые пользователя являются уникальными для конкретного пользователя/группы пользователей Роль комплекс способностей и/или действий, связанный с задачей Структурная роль роль, определяемая правами и обязанностями пользователя ТП техническая поддержка УО устройство отображения Учетная запись совокупность данных о пользователе, необходимая для его аутентификации и предоставления доступа к его личным данным и настройкам ФГИС «Моя школа» федеральная государственная информационная система «Моя школа» Функциональная роль роль, определяемая функцией, необходимой для реализации прав и обязанностей пользователя ЦОК / ЦОР / ЭОР ЦОК/ЦОР (цифровой образовательный контент / цифровой образовательный ресурс) – материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом (электронном) виде, а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, оценки компетенций и достижений учащихся, разрабатываемые и (или) предоставляемые поставщиками контента и 7 Сокращение (обозначение) ЦОС, Цифровая образовательная среда Чекбокс XLS Значение сокращения (обозначения) образовательных сервисов для организации деятельности ЦОС; ЭОР (электронный образовательный ресурс) – согласно ГОСТ Р 52653-2006, статья 3.2 – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания элемент графического пользовательского интерфейса, позволяющий пользователю управлять параметром с двумя состояниями – ☑ включено и ☐ отключено. Во включенном состоянии внутри чекбокса отображается отметка (галочка (✓), или реже крестик (×)). По традиции флажок имеет квадратную форму. Рядом с флажком отображается его обозначение, обычно – подпись, реже – значок формат файлов программы Microsoft Excel. Файлы XLS содержат информацию об электронных таблицах, а также рабочие листы, диаграммы, расчеты, таблицы и макросы 8 ВВЕДЕНИЕ «Важно, чтобы педагог любой образовательной организации, передавая знания ученикам, сам постоянно совершенствовался. Осваивал современные технологии, без которых сейчас не обходится ни одна сфера». Председатель Правительства Российской Федерации М. В. Мишустин Тенденции развития современного общества оказывают значимое влияние на все сферы деятельности человека. Очевидно, что для устойчивого развития страны необходима интеграция социальной и экономической политики, совершенствование социальной сферы. Национальные цели 1 развития России, озвученные Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в 2020 году, определили задачи прорывного развития перед современной отраслью образования, связанные с созданием эффективной системы образования, позволяющей каждому ребенку раскрыть свои таланты, вырасти гармонично развитой личностью, патриотом и гражданином своей Родины. Реализация национальной идеи цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы, достижения «цифровой зрелости» отрасли образования даст возможность повысить эффективность передачи и усвоения знаний с помощью новых форматов и цифровых средств обучения, выйти на новый уровень организации учебной работы, административной деятельности и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Цифровая трансформация отрасли образования затрагивает широкий круг вопросов: цифровизацию управляющих процессов, создание новых процедур и регламентов работы, внедрение в образовательные организации и 1 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 9 отрасли на совершенно использовании новых данных, подходов к инструментов управлению, и сервисов основанных электронного правительства, внедрение цифровых инструментов специализированного, учебного и общего назначения1. В связи с этим отрасль образования должна гибко реагировать на новые запросы формирующейся цифровой экономики и вызовы современного общества. Цифровая трансформация образования позволит готовить обучающихся к жизни и работе в цифровой среде. Национальный проект «Образование» направлен на достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом Российской Федерации, по обеспечению возможности для самореализации и развития талантов. Благодаря мероприятиям национального проекта «Образование» в каждом регионе России обеспечивается развитие системы образования по ключевым направлениям, одним из которых является реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (далее –ЦОС). Современная цифровая образовательная среда должна быть нацелена на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста с использованием современных информационных технологий. Структуру современной цифровой образовательной среды, утвержденную приказом Минпросвещения России от 15.01.2021 № 14 «Об определении детализированного состава цифровой образовательной среды», можно представить в виде целевой схемы платформы ЦОС (рис. 1). 1 Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». 10 Рисунок. 1. Целевая схема платформы ЦОС Цифровая образовательная среда представляет собой совокупность федеральных и региональных цифровых систем и сервисов. Цифровая образовательная среда предоставляется спектр – это пространство, цифровых в инструментов котором для учителю организации традиционных рабочих процессов. Новый педагогический инструментарий поможет учителю в реализации задач, стоящих перед системой образования. Формирование цифровой образовательной среды в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» подразумевает не только оснащение школы современным оборудованием, но и внедрение федеральной государственной информационный системы Министерства просвещения Российской Федерации «Моя школа» (далее – ФГИС «Моя школа»). ФГИС «Моя школа» – российская образовательная платформа, созданная для эффективной информационной поддержки органов и организаций системы образования и граждан в рамках процессов организации получения образования и управления образовательным процессом, а также для 11 создания условий цифровой трансформации системы образования и эффективного использования новых возможностей цифровых технологий1. С помощью федеральной государственной информационный системы «Моя школа» решается важная задача – предоставление равного доступа к качественному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации для всех категорий обучающихся, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей, проживающих в труднодоступных и удаленных местностях. С помощью подсистемы «Библиотека ЦОК» ФГИС «Моя школа» педагогические работники получают доступ к верифицированному цифровому образовательному контенту от различных поставщиков, в том числе от Академии Минпросвещения России, Института стратегии развития образования Российской академии образования и других. «Библиотека ЦОК» является общедоступной и бесплатной. Материалы «Библиотеки ЦОК» охватывают все темы школьной программы по всем предметам, а содержание соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям, предъявляемым к информационной безопасности детей. Приказ Минпросвещения России от 30.06.2021 № 396 «О создании государственной информационной системы Минпросвещения России “Моя школа”». 1 12 1. РАБОТА С ПОДСИСТЕМОЙ «БИБЛИОТЕКА ЦОК» Подсистема «Библиотека ЦОК» является каталогом цифрового образовательного контента. Все материалы, представленные в подсистеме, разработаны экспертами, чтобы упростить подготовку к урокам и сделать их интересными и современными. Весь контент является верифицированным. В каталоге размещены материалы по 32 учебным предметам и классным часам для учащихся с 1 по 11 класс. В основе структуры каталога лежит учебно-тематический классификатор (рис. 2). Рисунок 2. Сервис «Библиотека ЦОК» Для начала работы с подсистемой «Библиотека ЦОК» педагогический работник должен войти в подсистему. 13 1.1. Вход в подсистему «Библиотека ЦОК» Для входа в интерфейс подсистемы «Библиотека ЦОК» выполните следующие действия: 1) в адресной строке введите адрес https://myschool.edu.ru/; 2) нажмите на кнопку «Войти», расположенную в верхнем правом углу; 3) введите свои учетные данные в окно авторизации пользователя в ЕСИА; 4) выберите профиль, под которым должен быть осуществлен вход, и нажмите на кнопку «Войти» (рис. 3); Рисунок 3. Вход в подсистему «Базовая платформа» 5) на стартовой странице подсистемы «Базовая платформа» нажмите на пиктограмму и выберите пункт меню «Библиотека»; 6) Система осуществит перенаправление на страницу «Материалы» подсистемы «Библиотека ЦОК» (рис. 4). 14 Рисунок 4. Вход в подсистему «Библиотека ЦОК» 1.2. Функциональные возможности подсистемы «Библиотека ЦОК» При работе с подсистемой «Библиотека ЦОК» педагогическому работнику доступны следующие функциональные возможности: 1) просмотр и поиск единиц контента (далее – ЕК) в каталоге материалов; 2) добавление контента в «Портфель» (далее – портфель) – специальный раздел подсистемы, предназначенный для быстрого доступа пользователя к материалам, добавленным в него; 3) просмотр карточки единицы контента; 4) просмотр единиц контента посредством проигрывателя единиц контента; 5) оценка содержимого ЕК и просмотр средней оценки ЕК; 15 6) просмотр раздела «Обучение», который содержит сведения об изучении личных материалов, материалов рабочих программ. 1.3. Главное меню подсистемы «Библиотека ЦОК» Главное меню (рис. 5) подсистемы расположено в верхней части страницы и содержит следующие ссылки и кнопки: 1) «Каталог» – переход на страницу каталога контента для поиска контента подсистемы; 2) «Обучение» – переход на одноименную страницу для просмотра информации об обучении пользователя; 3) «Портфель» – переход на страницу «Портфель» для просмотра контента, ранее добавленного в портфель; 4) Кнопка 5) Кнопка – вызов сквозного поиска по системе; – для перехода к просмотру уведомлений; на данной кнопке отображается количество непрочтенных уведомлений; при нажатии будет осуществлено перенаправление в подсистему «Базовая платформа» ФГИС «Моя школа» => Уведомления; 6) Аватар пользователя – отображается стандартное системное изображение; при нажатии на аватар пользователя отображается выпадающее меню; при нажатии на «Личный кабинет» будет осуществлено перенаправление в подсистему «Базовая платформа» ФГИС «Моя школа». Рисунок 5. Главное меню подсистемы «Библиотека ЦОК» 16 2. ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНАЛА ПОДСИСТЕМЫ «БИБЛИОТЕКА ЦОК» 2.1. Поиск контента Поиск контента осуществляется на странице «Каталог материалов» (рис. 6). Рисунок 6. Страница «Каталог материалов» В правой части страницы расположен блок для настройки параметров отображения контента. При необходимости следует заполнить или изменить значения полей данного блока: – в поле «Поиск контента» ввести полностью или частично название, описание, Ф.И.О. автора или ключевые слова для поиска учебного контента; 17 – в поле «Класс» выбрать из списка номер класса, для которого предназначен размещенный учебный контент; – в поле «Предмет» отметить необходимые наименования учебных предметов; – в поле «Поставщик контента» (издательство) отметить необходимые наименования поставщиков контента (издательств); – в поле «Тип» отметить необходимые типы учебного контента. Информация на странице обновляется непосредственно после заполнения какого-либо поискового поля. Для ряда полей доступен поиск значений по введенной последовательности символов, а также имеется возможность выбора/снятия всех отметок. При указании нескольких параметров поиска подсистема отображает единицы контента, удовлетворяющие всем заданным поисковым параметрам. При необходимости сброса всех параметров фильтрации следует нажать ссылку «Сбросить фильтры» в верхней части блока. Для просмотра определенной ЕК (определенного материала) необходимо выбрать данный материал в каталоге, нажать на него (или на его название) и осуществить переход на страницу ЕК (рис. 7). Рисунок 7. Информационная карточка единицы контента 18 В информационной карточке единицы контента отображается следующая информация: – обложка ЕК; – наименование контента; – тип контента; – информация об оценке ЕК пользователями; – «Поставщик контента» («Издатель») – наименование поставщика контента (издательства), выпустившего контент; – возраст; – «Предмет» – наименование учебной дисциплины; – «Класс» – номер параллели (класса), для которого предназначен контент. Для возврата к каталогу контента необходимо нажать ссылку «Назад» в верхней левой части карточки ЕК. Подсистема отобразит страницу «Каталог материалов». 2.2 Сквозной поиск контента Сквозной поиск контента позволяет произвести поиск во всей системе ФГИС «Моя школа». Сквозной поиск контента предназначен для поиска различного контента, касающегося образовательных сервисов и цифровых учебных материалов. Для по поиска пиктограмме необходимо щелкнуть левой клавишей мыши (рис. 8). Будет осуществлено перенаправление на страницу поиска подсистемы «Базовая платформа». Сквозной поиск доступен из любого раздела меню. Рисунок 8. Пиктограмма для сквозного полнотекстового поиска 19 В появившейся строке поиска нажать на кнопку «Найти» (рис. 9). Отобразится поле «Поиск» для поиска контента. Рисунок 9. Параметр запроса При выборе фильтра «Везде» поиск будет осуществляться по подсистемам «Базовая платформа» и «Библиотека ЦОК» (рис. 10). Рисунок 10. Отображение результатов поиска при выборе фильтра «Везде» Если после отображения результатов указать фильтр «Вид контента – Материалы библиотеки», то отобразится контент, принадлежащий подсистеме «Библиотека ЦОК» (рис. 11). 20 Рисунок 11. Отображение результатов поиска при выборе фильтра «Вид контента» При выборе фильтра «Базовая платформа» поиск будет осуществляться по «Базовой платформе»1. При выборе фильтра «Библиотека ЦОК» будет осуществлено перенаправление в подсистему «Библиотека ЦОК» с указанным запросом. 1 Поиск будет осуществляться согласно таргетированию: по региону и ОО пользователя, осуществляющего поиск. 21 2.3 Добавление в портфель контента Для добавления контента в портфель пользователя контента необходимо выполнить следующие действия: 1) Находясь на любой странице подсистемы, нажать ссылку «Каталог» в главном меню. 2) Подсистема отобразит страницу «Каталог материалов». 3) Добавить контент в портфель можно из меню «Каталог», нажав на пиктограмму в верхнем правом углу, либо открыть карточку контента, нажать на пиктограмму и выбрать «Добавить в портфель» (рис. 12). 4) При необходимости следует воспользоваться поиском. Выбранная единица контента будет добавлена в портфель пользователя и станет доступной ему для просмотра. После добавления в портфель карточки контента отображается кнопка для открытия содержания и просмотра данного контента. Рисунок 12. Добавление материала в «Портфель» 22 2.4. Просмотр портфеля Для просмотра портфеля пользователю необходимо выполнить следующие действия: 1) Находясь на любой странице подсистемы, нажать ссылку «Портфель» главного меню подсистемы. Подсистема отобразит станицу «Портфель» (рис. 13). Рисунок 13. Страница «Портфель» 2) На странице отображается список контента, добавленного в портфель и доступного для просмотра пользователю. 3) Для удаления (скрытия) единицы контента из портфеля необходимо войти в карточку контента, нажать на кнопку и выполнить действие «Удалить из портфеля» (рис. 14). 4) Единица контента будет перемещена в список скрытых материалов и по умолчанию не будет отображаться в портфеле. 23 Рисунок 14. Обложка ЕК 5) В правой части страницы расположен блок для настройки параметров отображения контента. При необходимости следует заполнить или изменить значения полей данного блока: – в поле «Поиск контента» необходимо ввести полностью или частично название, описание, Ф.И.О. автора или ключевые слова для поиска учебного контента; – в поле «Предмет» выбрать необходимые наименования учебных предметов; – в поле «Тип» выбрать необходимые типы учебного контента. Информация на странице обновляется непосредственно после заполнения какого-либо поискового поля. Для ряда полей доступен поиск значений по введенной последовательности символов, а также имеется возможность выбора/снятия всех отметок. При указании нескольких параметров поиска подсистема отображает единицы контента, удовлетворяющие всем заданным поисковым параметрам. В случае необходимости сброса всех параметров фильтрации следует нажать кнопку «Сбросить фильтры» в нижней части блока. 24 2.5. Просмотр контента Для просмотра контента в подсистеме необходимо выполнить следующие действия: – Перейти к списку ЕК «Библиотеки ЦОК»: o Перейти в «Каталог» подсистемы «Библиотека ЦОК». Подсистема отобразит страницу «Каталог». o Для этого необходимо, находясь на любой странице подсистемы, нажать ссылку «Портфель» главного меню подсистемы. Подсистема отобразит страницу «Портфель». – Выбрать необходимый контент и перейти в карточку контента. Подсистема отобразит карточку контента . – Нажать на кнопку «Открыть». Подсистема отобразит страницу проигрывателя ЕК соответствующего типа (рис. 05) . Рисунок 15. Открытие карточки контента в «Портфеле» 25 Могут существовать следующие типы контента: • урок; • курс; • тренажер; • видеоматериалы; • презентация; • внешний материал; • театральные постановки; • электронные книги; • лабораторная работа; • видеоурок; • учебник/пособие. 2.6. Оценка содержания единицы контента Оценка содержания единицы контента может быть проставлена из «Портфеля» подсистемы. Для оценки единицы контента необходимо выполнить следующие действия: 1) Открыть карточку необходимого контента. При этом под названием ЕК отображается информация о наличии оценок ЕК пользователями и средней оценке. 2) Нажать на ссылку с оценкой ЕК. Подсистема отобразит дополнительное окно «Оценки пользователей» с оценками пользователей, средней оценкой и количеством каждой из оценок (рис. 0). 26 Рисунок 16. Дополнительное окно «Оценки пользователей» 3) Нажать кнопку «Оценить». Подсистема отобразит соответствующее информационное сообщение, сохранит оценку пользователя и учтет ее при расчете средней оценки ЕК. При выборе оценки менее трех звезд включительно в дополнительном окне отображаются поля выбора для указания причины проставления данной оценки. 2.7. Просмотр раздела «Обучение» Для просмотра информации о действиях пользователя в подсистеме «Обучение» (истории активности, информации об использованных ЦОК) необходимо выполнить следующие действия: 1) Находясь на любой странице подсистемы, нажать ссылку «Обучение» главного меню подсистемы. При наличии связи пользователя с несколькими школами отображается дополнительное меню для выбора школы. Выбрать необходимую школу. Подсистема отобразит страницу «Обучение» (рис. 17). 27 Рисунок 17. Страница «Обучение» 2) На странице содержится следующая информация: – аватар пользователя (системное изображение); – Ф.И.О. пользователя; – «плитка» «Портфель», при нажатии на которую отображается страница «Портфель» со всеми материалами пользователя; – блок «Активность», в котором отображается информация о добавлении новой ЕК в портфель, изучении материала и выполненных тестах. 3) Для просмотра единицы контента необходимо нажать на «плитку» в блоке «Недавние материалы». Подсистема отобразит карточку контента. 28 3. ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 3.1. Отсутствует подключение к сети Интернет Если вам не удалось самостоятельно устранить проблемы, связанные с отсутствием доступа к сети, обратитесь к системному администратору (рис. 18). Рисунок 18. Отсутствует подключение к сети Интернет 3.2. Ошибка аутентификации Убедитесь, что вы имеете доступ к своей учетной записи в ЕСИА. Если доступ есть, обратитесь в службу технической поддержки (рис. 19). Рисунок 19. Ошибка аутентификации 29 3.3. Недоступна страница интерфейса Проверьте соединение с вычислительной сетью и сетью Интернет. Если соединение с вычислительной сетью и сетью Интернет установлено, но при переходе по нужному адресу страница не открывается (ошибка тайм-аута, страница не найдена и так далее), то обратитесь в службу технической поддержки (рис. 20). Рисунок 20. Недоступна страница интерфейса 3.4. Несанкционированный доступ Прикладная подсистема не имеет функционала по обнаружению несанкционированного вмешательства в данные. В случае подозрительных ситуаций пользователю необходимо обратиться в техническую поддержку для передачи информации администратору подсистемы или администратору по информационной безопасности, назначенному приказом по организации. 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ За пределами образовательных организаций дети сталкиваются с большим количеством источников информации, с которыми обучающихся необходимо научить работать и критически оценивать. Применяемые в ФГИС «Моя школа» современные цифровые технологии помогут учителям нашей страны на деле использовать «новые педагогические практики (новые модели организации и проведения учебной работы), которые ранее не могли занять достойного места в массовом образовании из-за сложности их осуществления средствами традиционных (бумажных) технологий коммуникации и работы с информацией» [2]. Сервис «Библиотека ЦОК» ФГИС «Моя школа» (подсистема «Библиотека цифрового образовательного контента») содержит верифицированный, интерактивный, общедоступный контент и позволяет педагогам работать с электронными образовательными ресурсами, представленным различными поставщиками, используя функциональные возможности сервиса. На данном этапе цифровая среда становится новым объектом профессиональной педагогической деятельности, самостоятельной обучающей сущностью с высоким уровнем алгоритмизации и автоматизации образовательных взаимодействий в достижении поставленных целей [3]. ФГИС «Моя школа» позволяет педагогу не только получить доступ к большому выбору электронных образовательных ресурсов, но и расширить свои возможности в подходах к содержательной, организационной и методической основам образовательной деятельности. 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон от 30.12.2021 N 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 2. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под редакцией А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. – М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 3. Носкова, Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография / Носкова Татьяна Николаевна; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. – 382 с. 32